Основные принципы работы с концертмейстером
Наверно
тема работы с концертмейстером не столь популярна в наши дни, как это
было лет 5 назад. Да, ДШИ, школы Танца, некоторые хореографические
коллективы практикуют работу под «живую» музыку до сих пор. Но в
последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что стремление к экономии
приводит к тому, что хореографов, все чаще, оставляют без
концертмейстера.
Людям далеким от мира танца сложно объяснить, что концертмейстер
хореографу необходим особенно для обучения детей на начальном уровне.
Но, к сожалению, многие, просто не понимают какая разница, заниматься
под фортепьяно или музыкальный центр. Сама с этим столкнулась. Но, как
говорится, не будем о грустном…
Наверно мне повезло, большую часть времени я работала все-таки, под
«живую» музыку. В течение 5 лет работы в Детской Школе Искусств
концертмейстер был постоянно, потом поменяла работу и перешла в
общеобразовательную школу, поначалу концертмейстер тоже был, но
постепенно часы начали сокращать, но я смогла убедить, что
концертмейстер мне необходим, хотя бы для малышей. Поэтому с детьми 1-2
года обучения я работала с аккомпаниатором. Потом, правда, и этого
лишилась. Теперь я как большинство работаю под музыкальный центр. Уже
приспособилась. Поначалу, правда, было сложно.
Но, тем не менее, если такие счастливицы остались (у которых есть концертмейстер) поделюсь своим опытом работы с ним.
В моей практике было два концертмейстера. Первый был с опытом работы в
хореографии, второй без. Это небо и земля! Если у концертмейстера до
Вас не было опыта работы с хореографом, то Вам придется его всему учить.
Потому, что просто уметь хорошо играть, этого мало. Надо хорошо
ориентироваться в названиях движений. Знать, как и в каком темпе играть.
Для того, чтобы Ваш урок не превратился в долгие объяснения с
концертмейстером, на первых порах, придется работать с ним
индивидуально. Собираться вдвоем, перед уроком, и подбирать музыку к
каждому движению. Как я это делала?
• Самое простое, это взять сборники, с нотами предназначенные
специально для уроков классического танца, например. Там все
произведения подобраны к определенным движениям. Если у Вас есть такой
сборник, то Вы просто находите подходящую музыку и проделываете под нее
свою комбинацию, при этом, комментируете, в каком темпе следует играть, в
каких местах сделать акценты, если это необходимо. И так с каждым
движением! Это, конечно, процесс не быстрый, но не обязательно все это
проделать за один раз. Достаточно разобрать 2-3 движения. В следующий
раз еще 2-3 и т.д. Постепенно у Вас выстроится нормальный, полноценный
урок.
• Если такого сборника у Вас нет. Не беда! Берете любой сборник,
здесь Ваш концертмейстер может подсказать какой лучше, исходя из того,
что Вы хотите и что есть в наличии. И начинаете подбирать произведения
исходя из нужного Вам темпа. Я частенько брала только какой-то
определенный отрывок из произведения. Добавляя припорасьон вначале и в
конце него, ну и, конечно, подгоняла под нужное количество тактов.
Обязательно нужно комментировать концертмейстеру, где и как расставлять
акценты в музыке. Дети тогда легче воспринимают материал.
Например, с малышами у меня есть движения, где мы 4 такта что-то
делаем, 4 такта отдыхаем. В музыке мы выделяли это так. Когда делаем –
музыка играет громче, отдыхаем – музыка играет тише. Точно так же можно
выделять широкие и мелкие движения. Широкие – громче, мелкие – тише. Тут
уже на Ваше усмотрение. Можно расставлять акценты на сильную долю.
Здесь все более менее понятно. А вот, когда начинается изучение движений
из-за такта, тогда детям сложнее. Здесь нужно просить концертмейстера
выделять не сильные доли, а наоборот. Тоже самое, и с темпом. Поначалу
темп медленный, потом увеличивается.
• Концертмейстер не должен быть весь в нотах с головой, он должен
всегда краем глаза наблюдать за тем, что происходит в классе и
подстраиваться под танцующих.
• Еще один момент. На каждое движение подобранное Вами вместе с
концертмейстером в сборнике должна быть подписанная закладка. Чтобы во
время урока концертмейстер мог быстро найти нужную музыку. У меня
поначалу со вторым концертмейстером были трудности из-за того, что она
на уроке очень долго искала нужный сборник. Дети остывали. И частенько
она не могла вспомнить, что же накануне мы с ней подобрали и в каком
сборнике. Это была большая проблема! Я поначалу, надеясь, на
профессионализм концертмейстера, не опускалась до того, чтобы
отслеживать закладывает ли она нужные страницы. Да к тому же откуда я
знаю, может человек как свои пять пальцев знает свои сборники и не
нуждается в закладках? Потом, пришлось отслеживать. И дело пошло
быстрее. Концертмейстеру моему надо отдать должное, она не обижалась и
просьбы мои выполняла без проблем. Но люди, конечно, бывают разные.
В общем, в конечном итоге, за 5 лет мы, конечно с концертмейстером
сработались. Но трудов это мне стоило не малых! Поэтому, последний
совет, если у Вас есть возможность выбирать, то выбирайте себе в
концертмейстеры человека, у которого есть опыт работы в хореографическом
коллективе.
Вот и все мои советы. А как у Вас происходит работа с концертмейстером?
|